Хаджимурзаева Мерьям Абубекировна. Персональный сайт воспитателя МБДОУ д/с N 2 «Сказка» Ставропольский край город Нефтекумск
Консультация для педагогов «Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольников»Консультация для воспитателей: «Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов: 1. Центральное место занимает речь воспитателя. Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д) . 2. Систематические занятия по развитию речи. Включение задач развития речи во все остальные занятия. 3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут) ; могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”. 4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-пространственной среды. Предметно пространственная среда - есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Критерии оснащения при подборе дидактического материала: - наполняемость уголка; - разнообразие материала; - соответствие возрасту; - доступность; - системность; - эстетика оформления; - ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка). Она является «другом», «партнером» детей. Ее способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы, загадывать загадки, изображать правильное и неправильное произношение звуков вызывает живой интерес, побуждает к речевой активности. Например, героем речевого уголка может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, попугай Гоша, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке. Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке производится в соответствии с темами занятий по развитию речи. Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Содержание речевого уголка: 1. Картотека артикуляционных упражнений. 2. Комплект зеркал (с ручкой) . 3. Картотека дыхательных упражнений. 4. Картотека пальчиковых игр. 5.Картотека динамических пауз со стихотворным текстом (физкультминутки) 6. Дидактические пособия на развитие речевого дыхания 7. Дидактические игры на обогащение словаря. 8. Дидактические игры на развитие грамматического стоя речи 9. Дидактические игры на развитие связанной речи 10. Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи 11. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам. 12. Предметы на развитие мелкой моторики (сухой бассейн; прищепки, трафареты; пальчиковые игры , игры на штриховку , мозаики; игры-шнуровки и др. 13. Массажные мячики и картотека упражнений с ними. В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. 10 мая 2023 в 12:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.